Ремейк Mafia мог бы стать новым величием в жанре «переделок», но этого не произошло. И его главная проблема даже не в «костылях» Mafia 3, а в завышенных ожиданиях игроков, требовательности и заочном негативе только потому, что существует непревзойденный оригинал. Новая итерация Mafia — это круто. Здесь стоило бы закончить рецензию, но не спешите: все не так однозначно.
Статус ремейка развязывает творцам руки, а персонажам — языки. Теперь знакомые с детства герои не настолько томные и загадочные: им есть о чем поговорить, а игрокам — что почерпнуть из будничного трепа. Расширение игровой вселенной новыми репликами, подробностями и глубоким описанием сеттинга. Как в оригинале, но больше и лучше. Больше — потому что разговорчики сопровождают вас от дежурных катсцен до необязательных поездок по городу Лост-Хэвен.
Томми напоминает Индиану Джонса и Нейтана Дрейка одновременно
Вы узнаете про экономический упадок в США тридцатых годов и подпольное бутлегерство, про фабричные стачки и беззаботных финансистов, про обычаи мафиозных семей и панихидный дресс-код. В голодные и холодные годы Великой американской депрессии люди требовали цыпленка в каждую кастрюлю, а не новые прокси для мессенджера Telegram. Новые тексты из ремейка лучше — потому что сцены из оригинала были значительно переписаны. Это допустимая редактура, которая избавляет историю от нарративной рафинированности и тугословия, с которым раньше общались персонажи. Переслушайте диалоги из 2002 с высоты 2020 года — в ремейке они стали по-киношному живыми и логичными.
Ничего личного, но это не просто бизнес. Ты сегодня в ночную смену
Томми Анджело начал сыпать поменьше пацанских цитат, а ваш напарник Сэм Трапани, не поверите, перестал выглядеть плоскодонным и безмотивным злыднем без характера. Единственный, кто пострадал от избытка говорливости — это Поли Ломбардо. Ей богу, лучше бы осталось больше картонности. Мало того, что его новая внешность отталкивает и вселяет недоверие, так он еще и превратился в отбитого балагура. Многоразовые шутки про член, посталкогольные прибауточки и назойливое поведение бесячего дяди из Хабаровска, который спамит вас прошлогодними мемами и «преколами» из сабуровского стендапа. Такая ржака Поли не к лицу, а количество и качество рофлов удивляет. В плохом смысле.
Доппельгангер по имени Поли: не тот характер, не та внешность
Новые лица не идут ни в какое сравнение с теми остроугольными фанерками из оригинала. Но в тех безжизненных квадратах с немигающими глазами и кривыми ртами проглядывалось что-то родное и настоящее. Из-за обновлений пострадал не только Поли, но и Эннио Сальери — старик из оригинала вызывал больше уважения и казался опаснее. Новая внешность и расширенные диалоги из ремейка притупили ценные ощущения в контексте криминальной истории: теперь босс преступной группировки нагоняет меньше жути, а отсюда и соответствующее отношение к рисковому бизнесу и опасным заданиям.
Стало больше погонь и перестрелок, герои постоянно шутят, а когда не шутят — то разматывают врагов пачками, выдавая нечто среднее между экшном Нейтана Дрейка и оборонительной тактикой имени Маркуса Феникса.
Стало сильно больше юмора — не всегда уместного, но задающего настрой
Как бы попроще донести: это все та же Mafia, что и восемнадцать лет назад, но только не по заветам Даниэля Вавры с его прямолинейным и дубовым геймдизайном, а по методичке Нила Дракманна: катсцена, перестрелка, катсцена, погоня, катсцена. Взболтать, но не смешивать, повторить на протяжении двух десятков заданий.
Городская архитектура завораживает. Можно мы не будем уезжать отсюда?
Миссии из ремейка — исключительной кинематографичности. И выстроены так, что все 10 или 15 часов прохождения вы не будете отвлекаться на сайд-квесты, которых здесь нет вообще, — или на изучение города. Перед вами сюжетный тоннель. И если хотите посмотреть обновленный Лост-Хэвен не по сюжетным разметкам и без спешки, то запускайте отдельный фрирайд-режим из главного меню. Город хоть и стал живее и разнообразнее, но его жители и здания, мосты и парковки, этнические кварталы и городские службы — это фон, декорация и красивая мебель, которая мало взаимодействует с игроком.
Один выстрел по красной бочке заваливает экран искрами и горящими врагами
Гидранты плещут водой, стулья можно дырявить, а ящики разбиваются от взрывов и выстрелов. Женщины зовут полицейских на помощь, мужчины сетуют на надоевшие светофорные пробки, а медики ведут переговоры с суицидниками, разыгрывая относительно живые сценки на мостах под басовитый рев скоропомощной сирены. Офицеры выписывают штрафы, докапываются к бездомным в подворотнях и не без удовольствия защелкнут на ваших запястьях «браслеты», если превысите скорость, прошмыгнете на красный свет или, упаси боже — собьете невинного пешехода!
Угон полицейской машины — как билет в один конец. Вам это не простят.
Как и старая, новая Mafia: Definitive Edition с порога задает особенный ритм, знаете — это сугубо ответственное отношение к правилам дорожного движения, своей машине, напарникам и даже врагам. Никакой безнаказанной «гташности», никаких помятых бамперов и опрометчивого риска. Один из лучших вариантов геймплея — неторопливые поездки с активным ограничителем скорости и тактичные стычки с упором на скрытую ликвидацию. Mafia — это про эстетику. И она лишь подчеркивается «классической» сложностью: полицейские сдерут с вас три шкуры за любое нарушение, нестреляные патроны пропадают вместе со сброшенной обоймой, а на средней тачке нужно переключать по 2-3 скорости, а также переводить коробку передач в реверс и «нейтралку».
Вид с капота, ручная коробка передач и режим симулятора творят магию
Это похоже на то, что было в оригинале. Правда, современный игрок уже не так сдержанно реагирует на постоянные провалы миссий из-за сложного управления машиной, короткой полоски жизни, редко встречающихся аптечек, закончившихся боеприпасов и еще по тысяче и одной причине, которые всенепременно обидные, но каждая — справедлива.
Патронов мало: на классической сложности вдоволь не настреляешься
На любой другой сложности игра превращается в ранее упомянутую Uncharted. Итальянским стилягам такой подход не к лицу: ни автонаведение прицела, ни автоматическое переключение скоростей, ни пропуск необязательных поездок, что играют роль медвежьей фасттревел-услуги.
Стоит оценить нововведения, которые могут зайти не всем. Первое: очень много коллекционных предметов. Газетные вырезки, фотографии, заметки, обложки бульварного чтива и карточки с описанием персонажей. Собирать это лениво, необязательно, но когда встречаются — можно и позалипать, особенно в разрезе реального исторического контекста. Второе: мотоциклы, которыми трудно управлять не из-за некого технического реализма или физической модели транспорта, а из-за их практической непригодности в условиях тесного города. Попробовать можно, но байк точно не станет одним из любимых средств передвижения.
В ремейке много пасхалок: ищите тринадцатый ангар и тачку Линкольна Клэя
Третье: интерактивные объекты на дорогах, которые помогают стряхнуть хвост во время погони. По смыслу похожи на спасительные бревна из Need for Speed: Most Wanted — проезжаете мимо стройки, а преследователь разбивает свою машину о производственный мусор. Эффектно, но пользоваться этим каждый раз вы не станете. Четвертое: укрытия и красные бочки. Томми научился прилипать к углам, резво подкатываться под ящики и поджигать бандитские компашки одним точным выстрелом по взрывной кадушке. Эти нововведения как раз и раскритиковал Дэниэль Вавра, создатель оригинальной Mafia: The City of Lost Heaven. Якобы казуально, отупляет и не в тему.
Пересечение канона через двойную сплошную. Зато стало логичнее
Пятое: музыка из оригинала сохранена лишь частично, есть пара-тройка каноничных мелодий, но вот «бегущего человека» послушать не получится. Зато главная тема точно разорвет вашу олдфажную душу. Шестое: мат в русской версии. Помните среброволосого поэта из Ривии с его стишком про ведьмака Ламберта и моржей? В ремейке есть оба нецензурных слова из этого стихотворения. И они здесь вполне уместны.
В русской версии ругаются матом и шутят ниже пояса. Во всех смыслах.
Что посеет семя раздора и разобьет людей на два лагеря, так это многочисленные различия между Mafia: Definitive Edition и оригиналом. Здесь так много «не канона», что нет смысла перечислять все нестыковки: двух преследователей Томми не убивают в баре Сальери, а оставляют в живых. Несчастный мужик, что врезался в машину Марко Морелло, стал еще несчастнее, потому что теперь врезаются в него, а вместо избиения, — хладнокровное убийство прямо на глазах прохожих. Преподобный, что принял деньги за молчание после перестрелки в Церкви Святого Михаила — теперь делает это по другим причинам, да и в той самой сцене теперь участвуют не два, а три персонажа.
Помнишь ли, батюшка, эту сцену в оригинале? В этот раз мы действуем иначе.
И даже Сара, будущая жена главного героя, после драки в переулке с хулиганами не отдается на первом свидании, а лишь перевяжет раны с предупреждением, чтобы молодчик попридержал коней, если вы понимаете, о каких пикантных скакунах идет речь в этом эвфемизме.
Немаловажным акцентом заиграла проблема с технической частью ремейка. Естественно, после ужасного релизного качества триквела в 2016 году, доверие к кулибинским потугам кудесников из Hangar 13, будем откровенны, нулевое. И вот сюрприз, опасения были оправданы.
Город красивый, но изучать его во время прохождения нет времени
Тени мигают, текстуры не успевают загружаться, скрипты не срабатывают, старт миссий иногда стопорится на бесконечном черном экране, загрузки после смерти неоправданно долгие, дальность прорисовки тоже страдает, есть частные проблемы с физикой объектов, а на PlayStation 4 Pro был даже вылет из приложения. Многие предсказывали, что анимации и ассеты из третьей части Mafia — это лишь верхушка айсберга, и они были правы. С одним но: все проблемы не такие частые, не настолько мешающие играть, и вообще — могут разрешиться на релизе патчем первого дня.
Хотите поговорить о боге после победы в нашей непроходимой гонке?
Серьезность и массовость недостатков и близко не похожи на тот глич-винегрет из третьей части. Вероятно, с большинством проблем вы не столкнетесь и вовсе, но «приятно», что создатели держат марку, стабильно выпуская неотшлифованный продукт даже после отложенного на конец сентября релиза. В остальном все круто и отливает фешенебельным лоском: сумасшедшей красоты ночные переулки, залитые мягким электрическим сиянием и блестящие балдежные лужи на мостовой с доморощенным рейтрейсингом в виде заранее «запеченных» источников света. Но самый смак — это проспекты вечернего Лост-Хэвена в дождливую погоду и закатные панорамы городского залива. Выглядит достойно и очаровательно.
Этого чувства не было после прохождения Death Stranding, которая утомила бэктрекингом. Этого чувства не было и после The Last of Us Part 2, которая прокатила по эмоциональным горкам. С новой Mafia попроще: здесь нет сотен возможностей и механик, а сама история укладывается в формат анекдотичной притчи о легких деньгах, мужской дружбе, крепкой любви, верности и ответственности. Это все та же по-хорошему незамысловатая книжка под новенькой глянцевой обложкой. История о последствиях, изуродованной морали и героической трансформации.
Дон Сальери передает шатауты. Вам посылка, сейчас я ее только перезаряжу
Хотите ли вы пережить это через призму своей ностальгии по нулевым или впервые прикоснётесь к феноменально простой, но притягательной классике — решать не нам, но мы не советуем списывать ремейк со счетов и призываем прочувствовать и изучить его самостоятельно.
Mafia: Definitive Edition ни в одном аспекте не «проходняк», а легендарная гоночная миссия на треке даже в ремейке способна испепелить седалище — настолько она сложная, нечестная и нервозная. Суммарно три часа безуспешных попыток и два измученных автора GameGuru, которые все же сдались, прислушались к голосу разума и переключили сложность на щадящую. Миссия абсолютно проклята и на грани непроходимости. Чехи делали на века. Capisce?