Обзоры и превью

Главное культурное событие игровой индустрии. Обзор Death Stranding


Вот вам два самых сложных момента Death Stranding: как вообще осознать происходящее после 49 часов прохождения, а еще — как выжить под мощной волной мемчиков о доставке еды и интернет-провайдерах. Иронично, но именно вот этим и предстоит заниматься главному герою во время своего неадекватно долгого путешествия на Запад: настройкой сетевых связей. Что же такого неадекватного происходило во время непростого пути — узнаете прямо сейчас. Не бойтесь, критических спойлеров не будет. Кроме одного: перед вами не главная видеоигра этого года.

В современном мире немало сложных для понимания вещей, будь то неоправданно высокие доходы стримеров Fortnite, наличие жгучего чили-перца в темном шоколаде, годовая подписка на Fallout 76 или величие новой видеоигры от главного геймдизайнера всех миллениалов. Хидео Кодзима для меня лично — это батя, сеньор и красно солнышко, каких больше нет, потому что я вырос на его видеоиграх, пропитан историями из них, накрепко влюблен в персонажей и за пару часов могу доказать значимость его вклада не только в сами видеоигры как формат развлечений, но и в мировой культурный фонд. Потому я против, чтобы новую видеоигру клеймили главным релизом года. Это не так: ведь после 3,5 лет со дня анонса в 2016 году, нам досталось если не самое крутое sci-fi-произведение поколения, то минимум — одна из самых интригующих вселенных пятилетки.

Текущая декада прокачала научную фантастику, если очень вкратце, следующими явлениями: номерная трилогия Mass Effect в 2012 году как майлстоун в видеоиграх, печатный бестселлер The Three-Body Problem с его заслуженной премией «Хьюго» в 2015 году как веха в литературе, наконец — фантастический блокбастер The Wandering Earth в 2019 году как этап киношного достижения с его сытными азиатскими сборами, ну и почти полным кассовым игнором от западного потребителя. Следующим горячим мячиком в баскетбольной корзине публичного хайпа стала Death Stranding — пятидесятичасовой аттракцион в уникальном жанре, что соткан из удивительных геймплейных механик, местами идиотского левел-дизайна, моднейшего арта, изысканного саундтрека и взрослой драмы, которую разгоняют если и не голливудские звезды первой величины, то минимум — талантливые актеры мирового признания.

Закономерно и обидно, но такая амбициозная коллаборация далека от идеальной. Во-первых, случайно дозированные порции сюжета и не самого активного игрового процесса. Чтоб вы понимали, некоторые миссии проходятся за 40-50 минут реального времени. Без экшена, без сценарных подвижек и почти в полной инактивности игрового мира. Если ничего не происходит на протяжении получаса, знайте — это норма, так оно и задумывалось.

Главный совет — не спешите. Насладитесь панорамами, поиграйтесь со своим маленьким дружком, подлатайте изношенные башмаки и натрите сбитые колени целебными водами природного джакузи. Если вы не боялись бедных на события трипов из сиквела Red Dead Redemption и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, то вялотекущие ритмы новой видеоигры от Кодзимы — это для вас. 

Еще и под ювелирно подобранный саундтрек, в котором роль главного заводилы танцплощадки отдали исландскому рокеру из Low Roar, а на оставшееся место мощно залетели Chvrches, The Neighbourhood, Major Lazer и даже Bring Me the Horizon. Отдельное спасибо за тему Bridge Baby от шведского композитора Людвига Форсселла, который тащит своим талантом еще со времен тизера Silent Hills и идейного сплита Ground Zeroes и The Phantom Pain, если уж мы перешли к аналогиям с Metal Gear Solid

Как и в величайшей серии, здесь есть толстенный пласт из дотошного микроменеджмента всего и вся, начиная от кастомизации фенечек на рюкзаке и выбора цвета оправы на очках, заканчивая точным построением маршрутов для доставки пиццы через горные участки с их камнепадами и сходом лавин. Плюс кастомизация транспорта и менеджмент полезного пространства для транспортировки грузов разного объема и хрупкости: одни коробки нельзя мочить в воде, другие держать в вертикальном положении, третьи и вовсе можно прицепить на плечи или бедра, а можно перекинуть и на спину, освободив место для спасительных на морозе грелок, вездеходного экзоскелета на батарейках или щитков от огнестрельных неприятностей. Почти все это можно крутить, вертеть, перекрашивать, ломать, продавать и разбирать.

Как и в Metal Gear Solid, здесь глубокий и неочевидный сюжет с правительственной ложью, теориями заговора, двойными агентами и всей этой шпионской лебедой, за которую мы любим мастера. Как и все в той же Metal Gear Solid, мастеру помогает надежная команда старых друзей, что почти полностью повторили все интерфейсы, анимации, балансы и сотни мелочей из предыдущих проектов Кодзимы. Если вы из того лагеря фанбоев, которые изначально были не против создания MGS 2.0 с крипотой и стелсом, возрадуйтесь — это добротная копипаста. Но такая похожесть не ощущается вторичной, не кажется самоповтором от безумного японского деда, но все происходящее чувствуется знакомым и предсказуемым. 

Здесь и привычные душевные терзания из милитари-философии о цене солдатской жизни и судьбе его же тела, авторские измышления об очередном вмешательстве извне (правда, если в Metal Gear Solid объясняли нанороботами, генными опытами и чудодейственными военными сыворотками, то здесь развязали хиральные пуповины, палеонтологические теории и мультивселенные), возвращенцы из клинической смерти, бозон Хиггса и космологическая сингулярность. 

Пятидесятилетний геймдев-самурай на пару лет вперед раздал стиля и хладнокровно нарубил сашими из всех ожиданий, YouTube-разборов, теорий и прочего контент-снаффа. Вы до самых титров не размотаете клубок из смыслов, значений и сюжетных твистов.

Так о чем же эта видеоигра? Она о темпоральном дожде, который ускоряет время и старит все вокруг: от корпуса грузового автомобиля до кожного покрова. О съедобных тихоходках и таинственных отпечатках из черной смолы, о боях во вьетнамских джунглях и живых мертвецах времен Великой войны. Эта игра о постройке дорог и мостов, о курьерских буднях в антураже исландских пейзажей. Для каждого игрока Death Stranding станет своей личной историей о спасении мира, главная роль в котором отведена простому доставщику, у которого за плечами пятнадцать коробок с кирпичами и младенец в капсуле под сердцем. 

Кто этот ребенок, почему выбран именно этот курьер, зачем задерживать дыхание, почему все плачут хиральными слезами, при чем здесь древнеегипетская теология, что скрывает маска Дайхардмена, откуда шрам на лбу Дэдмена, почему у Хартмена останавливается сердце каждую 21 минуту, как малыш из капсулы связан с фигуркой лунного рыцаря, почему с танка свисают щупальца, какое значение присуждено веревкам и палкам из работ японского писателя Кобо Абэ и по какой причине восставшие из могил зомби-пехотинцы слушают приказы бесподобно сыгранного персонажа Мадса Миккельсена — обо всем говорить бессмысленно, потому что каждый мало-мальский спойлер и невпопад раскрытый факт способен круто подпортить вам, возможно, самый странный, но эффектный видеоигровой опыт нынешней пятилетки.

Это определенно не тот случай, когда играть нужно всем и каждому. Это скорее очередное последнее слово Кодзимы, которым он отмечает релизы всех своих проектов. История масштаба Death Stranding не должна быть попсовой, не нуждается в продолжении и должна стать интимным и тесным впечатлением, пусть даже если на это потребуется 49 часов, за которые вы десять раз захотите все к черту забросить из-за абсурдного бэктрекинга, искусственного растягивания сюжета или сложного повествования.

Это крайне подробный и оригинальный мир, где объяснена каждая палка, что нужна для защиты от угроз, и каждая веревка, которая связывает игроков по всему миру на манер Dark Souls и Bloodborne. Да, вы уже знаете, что здесь есть асинхронный мультиплеер, в котором все участники играют свои роли, помогая ресурсами, боеприпасами и удобными маршрутами по не самым спокойным тропам.

Перед вами самая громкая видеоигра, о которой хочется молчать: это обязательная покупка и хрестоматийное произведение, ваше долгое и местами жуткое путешествие, а еще — мощный культурный вклад не только в научную фантастику, но и в социологию. Если в этом и была затея Хидео Кодзимы, то она явно сработала — второго такого продукта не случится, не с таким размахом, не такой глубины и не в таком тугом ролле из поп-культурных и научных референсов. Можно ли за то простить не самые умные технические решения и можно ли закрыть глаза на помарки геймдизайна? Да, можно и нужно. 

Это все еще самый нетривиальный малыш высокой видеоигровой индустрии, в которого заложен такой мощный смысловой базис и настолько чинный и взрослый нарратив, что нам с вами придется рагребать все это пару-тройку лет, лайкая каждое видео с заголовками о скрытых аналогиях и сакральных значениях. Ведь впереди плеяда материалов про отсылки, пасхалки и секреты вроде звуков из P.T. на флешбэках младенца или камео Эрролсона Хью, создателя бренда Acronym, камео режиссера Джордана Вот-Робертса и Германа Хульста, главы студии Guerilla Games, звуки рождественских колокольчиков в заснеженных локациях, растения со стельками, листья которых можно приматывать к ногам вместо нормальной обуви, длинношей из Horizon: Zero Dawn, совсем уж неприкрытая похожесть Хиггса на Оцелота из триквела Metal Gear Solid, наконец — форма озера в виде сердца около дома персонажа Николаса Виндинг Рефна

Все это обязательно коснется вас в том или ином ключе инфопотока, а пока — руку на пульс и ни единого спойлера о парящих в воздухе китах и перевернутой радуге.


Все это затронет вас еще и потому, что Death Stranding выйдет на PC летом 2020 года, а издателем выступит компания 505 Games, которая пару месяцев назад зарелизила Control от Remedy Entertainment на площадке Epic Games Store, а выводы и прогнозы мы оставим для самостоятельного заключения. 

Ну, а пока — ровной дороги и доброго пути, трудяги курьерской службы «Бриджес»!

Игры в материале:

Играть
Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Sea Breeze
1
09.11.2019 20:59
Так это что всё тупорылая курьерская доставка? Какой-то обзор-налеплена куча слов,понять можно только хорошо накатив."Поиграть с дружком",это к чему? Мне вообще кажется что если бы эту игру не Коджима делал и это не был бы эксклюзив для PS4 так такой треш прошёл бы незамеченным...
Михаил Кольбус
GURU team
7
02.11.2019 01:31
Придется играть