Интервью

Как VR меняет игровую индустрию


С каждым годом игровая индустрия развивается все стремительнее, и если в конце прошлого века VR-устройства воспринимались несерьезно, то сейчас это полноценный сегмент рынка видеоигр. Мы решили немного подробнее изучить эту тему и собрали мнения экспертов в области виртуальной реальности, которые поделились своими впечатлениями и опытом, а также рассказали о лучших играх, в которые стоит поиграть прямо сейчас.

Начнем с небольшой предыстории. Идея создания виртуальной реальности посещает человечество сравнительно давно: например, можно вспомнить предсказавший или даже сформировавший предпосылки к появлению многих современных устройств, вроде мобильных телефонов и планшетных компьютеров, сериал Star Trek («Звездный путь»).

Там, в одном из эпизодов, вышедших в 1974 году, показывалась технология под названием Holodeck, позволявшая перенестись в полную симуляцию альтернативной реальности.

Мало кто знает, что первое устройство, отдаленно напоминающее современные VR-шлемы, было создано в 1968 году отцом всей CG, то есть компьютерной графики, Айвеном Сазерлендом. Великий ученый разработал устройство, называемое им самим «ультимативный дисплей». Оно сильно опередило свое время и за пределы опытного образца так и не вышло, скорее всего, по причине неимоверной тяжести: конструкция крепилась к потолку и сильно ограничивала пользователя в маневрах.

В конце семидесятых в Массачусетском технологическом институте (MIT) велась разработка технологии, представлявшей из себя нечто похожее на Google Street View, но там все-таки использовалась не 3D-графика, а панорамная фотосъемка, хотя это тоже можно назвать шагом навстречу современному VR.

А в девяностых годах прошлого века наконец-то начали появляться игровые VR-шлемы, но, как оказалось, геймерская аудитория к погружению в «пиксельную» виртуальную реальность была не готова. 

Правда, в 96-м году интересную попытку выйти на рынок VR-устройств предприняла компания Sony, но их портативный хэдсет Sony Glasstron можно, скорее, назвать подобием диаскопа, который вместо статичных слайдов умел проецировать видеопоток, подключаясь к PC через VGA. Кстати, технология работает до сих пор, можно даже современные игры приспособить.

В общем, технология VR тогда выстрелить не смогла и пропала с радаров до недавнего времени, пока в нее вновь не поверили крупные разработчики. В 2014 году один из инженеров Sony Антон Михайлов заявил, что его команда уже несколько лет работает над загадочным Project Morpheus, и на конференции игровых разработчиков GDC был представлен рабочий прототип. Многие критики хвалили Sony за смелость поддержать по-прежнему неоднозначную на тот момент технологию, ведь, благодаря вхождению на рынок такого гиганта, интерес к разработке игр под виртуальную реальность существенно возрос.

Сам же Playstation VR, так в итоге был назван хэдсет, вышел в 2016 году и работает в связке с PlayStation Camera, геймпадом DualShock 4 или контроллером PlayStation Move

Андрей Ивашенцев
AR/VR эксперт в Фонде Сколково

— Насколько я помню, PSVR запустился перед сезоном Рождественских праздников (13 октября 2016 — прим. ред.), когда люди по всему миру думают, что бы такое подарить своей второй половинке, ребенку или другу. Игровые консоли у большинства уже есть, а дарить что-то абстрактное всегда сложно, и тут появляется PSVR — стоит адекватных денег и отлично вписывается в пределы среднего бюджета на подарок, использует консоль, которая уже стоит дома, и дарит экспириенс на уровне комплекта из игрового компьютера и шлема за полторы тысячи долларов. Эта ставка отлично сыграла и PSVR завоевал рынок в течение считанных месяцев.

Такой успешный выход на рынок неудивителен, ведь в Sony подошли к этой истории крайне основательно: как утверждает исполнительный вице-президент PlayStation Масаясу Ито, из более, чем 7 000 человек, работающих в экосистеме PlayStation, в работе над PSVR так или иначе была задействована одна пятая — это около полутора тысяч сотрудников. Да и сами VR-игры в купе с достижениями современных технологий наконец-то принесли те ощущения, о которых мечтали полвека.

Григорий Дядиченко
Основатель CGDevs, бывший разработчик VRTech

— Я попробовал VR достаточно поздно, и это был очень необычный опыт: я не представлял, что может быть такое широкое взаимодействие с игровым миром. Ты можешь видеть себя и все остальное в трехмерном пространстве, в котором можно двигать руками и смотреть в любую точку. Это с одной стороны создает очень крутой экспириенс для игры, с другой — совершенно другой уровень разработки, который должен учитывать, что игрок может смотреть куда угодно, что нужно вести игрока и показывать ему путь, чтобы играть было интересно.

Артем Коновалов
Директор по развитию бизнеса VRTech

— Для меня главная особенность VR — это погружение. В отличие от традиционных игр, когда ты играешь на консоли, сидя на диване, а рядом с тобой — твоя собака или друг, и ты отвлекаешься на них или постоянно посматриваешь на телефон, в случае с VR ты полностью находишься в контенте. Твой мозг воспринимает это, как абсолютную реальность, что тебе нужно в ней существовать и действовать. Поэтому VR — это отличный инструмент для сторителлинга, для того, чтобы опробовать новые игровые механики и вообще новый формат для воздействия на аудиторию.
Для тех, кто впервые сталкивается с VR, если контент сделан круто, это всегда в хорошем смысле небольшой шок. В VR эмоции не подделать: если человеку это нравится, то он радуется, как ребенок. Для неигровой аудитории это хороший способ приобщиться к игровой культуре, потому что, как правило, пользователь находится в VR 20-30 минут за сессию, не успевает устать и получает контент, который может удивить. 

Андрей Ивашенцев
AR/VR эксперт в Фонде Сколково

— Если раньше, играя в игру, ты смотрел на экран телевизора и пытался себя представить «там», в геймплее, на расстоянии трех метров это было сделать немного сложнее. Теперь «телевизор» у тебя на голове, и ты смотришь на игровой мир «глазами» персонажа. Это практически всегда радикально меняет ощущение и дает другой, более глубокий опыт погружения в игровой контекст.

Стабильный рост продаж PSVR продолжается до сих пор: в августе текущего года была достигнута отметка в 3 миллиона проданных устройств и 21 миллион проданных VR-игр. Это больше, чем у любой другой VR-платформы, поэтому разработчикам значительно интереснее делать качественные игры именно под PSVR. Самой популярной из них до сих пор является адаптация, пожалуй, наиболее ярко увековеченной в мемах игры — The Elder Scrolls 5: Skyrim.

Андрей Ивашенцев
AR/VR эксперт в Фонде Сколково

— PlayStation VR — это самый массовый продукт для потребительского рынка. Основная проблема в VR всегда была в том, «кто» отвечает за отрисовку картинки. С Google Cardboard была проблема в телефонах — они были либо слабые, либо дорогие. С VR под PC — ты должен иметь компьютер определенной конфигурации, «VR Ready», с правильными драйверами, шлемом, настроить это все правильно и удобно. А с PlayStation VR — пошел в магазин, купил, воткнул устройство в консоль, минуты две на сетап — и все работает.

Григорий Дядиченко
Основатель CGDevs, бывший разработчик VRTech

— PlayStation VR, благодаря тому, что базируется на приставке, очень хорош для пати-геймов. Учитывая, что его не встретишь у каждого дома, пати-геймы — отличный способ рассказать друзьям про VR. Можно просто позвать кого-то на вечеринку, чтобы люди поиграли во что-то необычное, новое, клевое.
Когда у тебя есть монитор, на котором показывается весь игровой процесс, как ты играешь в какой-нибудь хоррор, например, VR-продолжение Until Dawn — это очень прикольно и весело.

Тут не поспоришь, Until Dawn: Rush of Blood действительно заставляет волосы шевелиться не только у игрока, но и у всех наблюдателей. Да и вообще, жанр хорроров в виртуальной реальности раскрывается куда мощнее, ведь эффект полного погружения лишает игрока возможности абстрагироваться от происходящего, и в окружающие ужасы мозг верит куда охотнее.

Андрей Ивашенцев
AR/VR эксперт в Фонде Сколково

— Из того, что я помню, отлично стартовали Resident Evil 7 Biohazard и Batman: Arkham VR. Пока все остальные думали, что им делать с VR, обладатели PSVR «меняли подгузники», потому что Resident Evil в виртуальной реальности — это отдельная, еще более страшная и увлекательная история, которая требует правильной подготовки. Как минимум, свет во всей квартире лучше включить, чтобы не так страшно было, друзей позвать, чтобы присмотрели за тобой, пока тебя не утащат зомби.
Хоть этого и не видно, но ты знаешь, что они рядом и, если что, прикроют тебя — а то вдруг в твою квартиру уже ворвались зомбаки, а ты об этом не знаешь? Такой экспириенс лучше переживать не одному. В общем, эти два эксклюзива сразу сделали PSVR виральным, и люди ходили друг к другу домой за этими новыми эмоциями.

Артем Коновалов
Директор по развитию бизнеса VRTech

— В хорроры играть действительно страшно. Я человек, на которого в кино каждый скример воздействует так, как нужно — я визжу и прыгаю. Поэтому для меня хорроры в VR — это отдельная ниша: мне страшно, но я все равно продолжаю играть.

Для тех, кто предпочитает более спокойный гейминг, также полно достойных тайтлов. Для аудитории поменьше, например, есть приключенческий экшен с элементами головоломки Moss. Он рассказывает о смелом мышонке, который мечтает о величии и отправляется в путешествие, чтобы разобраться со злыми силами, наступающими из-за пробуждения древнего волшебства. Причем игроки могут не только играть за главного героя, но и помогать бравому Куиллу преодолевать препятствия со стороны.

Более опытным геймерам подойдет прекрасный платформер Astro Bot Rescue Mission, который использует уникальные возможности виртуальной реальности довольно оригинальным способом.

Артем Коновалов
Директор по развитию бизнеса VRTech

— Я с большим удовольствием играл в Little Big Planet, и мне показалось, что это такой Little Big Planet в виртуальной реальности. В чем отличие опыта, получаемого в Astro Bot — ты находишься внутри игры, и трехмерный мир кажется тебе более объемным, более живым.
Обычно ты не обращаешь внимания на игровой контроллер, нажимая кнопки автоматом. Здесь разработчики пошли дальше, и геймпад меняет свою визуализацию в процессе игры. Например, прямо из контроллера можно выпускать сюрикены, либо тушить им пожар. Плюс, во время игры ты действительно взаимодействуешь с окружением: твой персонаж может «запрыгнуть» на контроллер, то есть контент ломает «четвертую стену», вторгается в твое личное пространство, но тебя это нисколько не волнует, а наоборот — веселит. Эта фича не разрушает погружение, а, наоборот, делает его более интересным.

Если кто-то фанатеет от анимационных сериалов, есть игра по вселенной Рика и Морти — Rick and Morty: Virtual Rick-ality. Здесь VR-экспириенс представлен с интересной стороны — механики довольно простые, но игра захватывает тем, что позволяет тебе хулиганить, причем самыми неординарными способами, в духе первоисточника, так сказать. 

Артем Коновалов
Директор по развитию бизнеса VRTech

— Что касается еще каких-то особенностей, в виртуальной реальности классно, когда пользователю дают напрямую взаимодействовать с контентом. Например, когда тебе нужно взять предмет, или его бросить, или выстрелить, ты делаешь это с помощью своих рук, с помощью физических движений. Условно, за клавиатурой у тебя работают только пальцы и глаза, здесь же ты действительно взаимодействуешь, поэтому многие игры работают с физикой. К примеру, Beat Saber — после 15-минутной сессии ты выходишь, как после тренировки. 

Григорий Дядиченко
Основатель CGDevs, бывший разработчик VRTech

— Beat Saber — одна из самых крутых ритм-игр. Там нужно лазерными мечами разрезать кубики в такт музыке. Она очень круто играется, в нее можно залипать неделями, одно время она была у меня вместо зарядки.

Артем Коновалов
Директор по развитию бизнеса VRTech

— Мне кажется, сейчас это именно тот контент, который заставляет людей покупать VR, потому что ничего подобного просто не существует. В интернете есть много видеороликов про то, как игроки худеют в VR, и это тоже интересный путь для разработчиков.
Они делают различные фитнес-приложения под VR, поэтому я советую геймерам попробовать игры, которые требуют физической активности.
Например, недавно вышла игра 
Creed: Rise to Glory, она получилась достаточно классной. Многие говорили, что невозможно сделать хороший VR-бокс, а на самом деле — вполне.

Кстати, продолжая тему игр, связанных с музыкой — тем, кто хочет попробовать абсолютно новый опыт в композиторстве, советуем обратить внимание на Track Lab. Этот эксклюзив для PSVR позволит вам с легкостью сочинять музыку, перемещая своеобразные музыкальные блоки в виртуальном пространстве. Более того, для тех, кто подобными секвенсорами никогда не пользовался, есть обучающий режим, который поможет понять основы композиции в процессе решения музыкальных головоломок.

Ну, а мой личный фаворит — Superhot VR. Эта игра была хороша и на классических платформах, но для VR подходит еще лучше: уворачиваться от пуль, извиваясь как Нео в «Матрице», а потом наказывать врагов точными хедшотами — незабываемые ощущения.

В общем, как видите, каталог игр для PSVR настолько разнообразный, что каждый найдет игру себе по душе, и это мы рассказали лишь про малую часть.

А у вас есть VR-шлем? Какие игры у вас вызвали самые яркие эмоции?

Игры в материале:

Играть
Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий